СУБСИДИИ НА ЭЛЕКТРООТОПЛЕНИЕ ДЛЯ БЫТОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. СКОЛЬКО МОЖНО БУДЕТ ПОЛУЧИТЬ?

Процесс постепенного увеличения цен на электроэнергию стал не единственным «новшеством» в сфере коммунальных услуг. Если большая часть абонентов столкнётся с новыми платёжками лишь после 1 апреля, то у меньшей — рост цифр в счетах за отопление на 2—3 тысячи гривен произойдёт уже с 1 февраля. Вследствие отмены льготного тарифа на электроотопление для домашних хозяйств.
В чём был смысл льготы?
Если вкратце — при установке электрического котла отопления и счётчика, с последующей сертификацией в местном Облэнерго, потребителю предлагалась цена в 0,9 грн / кВт-час за первые 3 тысячи киловатт.
То есть при соответствующем расходе электроэнергии оплата не превышала бы 2700 гривен, а в случае обыкновенного частного дома площадью до 100 м2 максимальный чек составлял бы около 2-х тысяч грн. С учётом высоких цен на природный газ, получалось, что замена котлов на электрические выглядело - достаточно выгодной перспективой.
Теперь же такие пользователи будут платить 1,68 грн за киловатт, т.е в два раза больше. Это полностью нивелирует выгоду от электрических котлов.
Что предлагается взамен?
13 января 2021 года премьер-министр распорядился о внедрении субсидий для домохозяйств с электроотоплением, а также — об увеличении выплат уже оформившим их гражданам. Пять дней спустя он уточнил, что имеется в виду.
По заявлению главы Кабмина данный механизм не будет субсидией в классическом смысле этого слова. Компенсация не привязывается к доходам, а является монетизированной льготой. При этом непонятной остаётся формула, с которой будет производиться расчёт её уровня. Будет ли она чем-то вроде прогрессивной шкалы, согласно которой — более высокий уровень потребления означает высокий уровень выплат? Либо же это будет фиксированной суммой, независимо от количества потреблённых киловатт?
И всё-таки, сколько можно будет получить за электрокотёл?
Сейчас, если верить официальным данным, средний размер субсидий не превышает 1600 гривен. По-видимому, сумма предполагаемого возмещения вряд ли значительно превысит этот показатель, так как сам вопрос лежит в плоскости бюджета, который, уже принят и не предусматривает таких компенсаций. Сценарий правок статей возможен, но, на наш взгляд, маловероятен. Сложно представить, что их размер сполна компенсирует поднятие стоимости. Вряд ли он достигнет и указанных 1600 грн.
Неоднозначным выглядит и сам факт подобных инициатив. Вместо льготного тарифа, который обеспечивался дешёвой генерацией Энергоатома и, — хоть и был на грани рентабельности, но общий баланс сводить позволял, — абоненты получают абсолютно неясный механизм, вкупе с кардинальным увеличением стоимости. При этом баланс энергогенерирующих предприятий находится в глубоком минусе. Получается покрывать его будут пользователи?
Итого
Мы имеем дело с неоднозначной инициативой Кабмина. Плюсом является то, что правительство всё же предлагает хоть какой—либо вариант с тем, чтобы смягчить удар по бюджетам граждан. Даже тысяча гривен может быть не лишней. К тому же, если процесс получения компенсации упростят и уберут бюрократические излишества (возможно даже сделают онлайн), — они могут стать не самым лучшим, но подспорьем для смягчения эффекта от высоких цен.
Однако это всё лишь догадки и предположения. Мы ничего не знаем о содержании обновлённых предложений, кроме того, что они готовятся. Неясно, зачем перекладывать льготу с дешёвой генерации на бюджет налогоплательщиков? И в чём был тогда смысл диверсификации вариантов отопления, если в итоге всё может свестись к возврату на природный газ? И почему за провал в энергополитике платить будут граждане?
Впрочем, возможно не всё так плохо, и механизм возмещений окажется действенным решением и эффективной помощью для домохозяйств с электрическим отоплением. Ответ на это мы получим после появления подробностей новых постановлений.